Главная » Туристам на заметку » Новости Крыма

История начала строительства моста и стратегическое значение

История начала строительства моста и стратегическое значение

Наибольшая активность в строительстве моста проявлялась в последние 70 лет. 4,5-километровый железнодорожный мост был построен в условиях военного времени всего за 150 дней. Идею строительства моста через Керченский пролив высказал немецкий министр вооружений и боеприпасов Альберт Шпеер в начале 1943 года.

Строительство моста через Керченский пролив было запланировано еще в 1930-х годах. Но война помешала выполнению планов. Тем не менее, то, что не успели сделать советские мостовики, решили сделать немцы. Вскоре от самого моста немцы отказались, а в качестве переправы летом-осенью 1943 г. работала канатная дорога протяженностью 5,1 км.
Так выглядела немецкая канатка, которая позволяла переправлять до 1 тыс. тонн грузов ежедневно.

фото начало строительства моста
фото начало строительства моста
В 1943 г. идея мирового господства еще не оставляла Гитлера, который решил сосредоточить свои военные части в Кубани для переброски их в Индию. С этой целью Гитлер приказал начать строительство Керченского моста, для чего началась завозка строительных материалов и металлоконструкций, построена канатная дорога и началось строительство.

Решение о строительстве железнодорожного моста через Керченский пролив было принято 25 января 1944 г. То есть задолго до освобождения Керчи (11 апреля 1944 г.). Проектирование мостового перехода, подготовительные и первые строительные работы на восточном подходе со стороны Кавказа начались также не дожидаясь освобождения Керчи. 

Советская авиаразведка доложила Сталину о развернувшихся работах, но он запретил бомбардировку строительства моста. В 1944 г. советская армия освободила Крым от фашистских оккупантов, и уже в апреле месяце продолжилось начатое Гитлером строительство моста. В военное время нашлись средства и трудовые ресурсы для осуществления этого грандиозного строительства, включающего 115 пролетов общей протяженностью 3116,5 м, пролет 110 м, поднимающийся для пропуска морских судов, 238 опор, прибрежные эстакады и дамбу длиной 1000 м. Одновременно строилась инфраструктура, соединяющая железной дорогой Кавказ с Крымом.

Взяв за основу оставленные немцами конструкции и технику, советские инженеры разработали проект моста, состоявшего из 115 пролетов длиной 27 метров каждый. Над судоходным фарватером предусматривалось двухпролетное 110-метровое поворотное устройство, разворачивавшееся на 90 градусов для пропуска судов любой грузоподъемности одновременно в обоих направлениях. Длина моста составила 4,5 километра. Одновременно сооружались железнодорожные линии подходов к мосту, как с востока, так и с запада.

Были изучены геология и сведения о ледоходах в проливе за несколько десятков лет. Был выбран вариант строительства от косы Чушка к поселку Опасная, севернее Керчи.

Для ускорения открытия движения поездов по переходу основные работы разделили на две очереди. Первая очередь подразумевала как можно скорейший пуск моста, а вторая – укрепление построенного, в том числе сооружение более сотни ледорезов, чтобы мост мог выдержать экстремальные зимние условия.

Динамику строительства можно проследить по оперативным донесениям тех дней. Первая деревянная свая в эстакаду Кавказского берега забита 24 апреля 1944 г. Первая металлическая свая забита 5 мая, первое пролетное строение изготовлено 10 мая. Новый мост, существенно сокращавший путь с Кавказа в Крым, был крайне необходим наступающей армии, поэтому стройку завершили ударными темпами всего за 150 дней, к 27-й годовщине Октябрьской революции. Количество строителей в определенные периоды достигало цифры 10 тыс. человек. 

3 ноября 1944 г. по мосту прошел первый поезд. За это время забили 2000 деревянных и 2341 металлических свай, изготовили и смонтировали около 15 тыс. тонн металлических конструкций пролетных строений и опор, уложили более 5 тыс. кубометров бетона, отсыпали 35 тыс. кубометров каменных дамб. На подходах к мосту от ст. Сенная до ст. Керчь отсыпали 400 тыс. кубометров земляного полотна, построили 21 малое искусственное сооружение, уложили 69 км главных и станционных путей, заготовили и уложили в путь более 40 тыс. кубометров балласта, построили линию связи с суммарной протяженностью проводов 438 км. В общем, работа была проделана колоссальная.

Принимавшая объект комиссия отметила, что "коллектив... поборол все трудности и выполнил работы первой очереди за 150 дней, добившись темпа работ более 30 м моста в сутки". Работы второй очереди, предполагавшие, в частности, замену временных деревянных опор на постоянные металлические, а также сооружение уже упомянутых ледорезов, должны были быть закончены к 1 января 1945 г. 

Технология строительства моста опровергает слухи о его строительстве только силами заключенных, т.к. для ее осуществления требовались специализированные организации, оснащенные специфической техникой (передвижные электростанции и электросварочные агрегаты, копры, подъемные краны и мастерские на железнодорожном ходу и плавучие краны, экскаваторы и автомобили большой грузоподъемности, паровозы и морские суда, водолазные станции): забивка 15-30-метровых свай портальными копрами, монтаж шпренгельных ферм и пространственных рам, изготовление, доставка морским путем и монтаж пролетных строений, массовые водолазные работы. Всего в строительстве моста было занято в различные месяца от 7 до 11 тыс. строителей. Металлоконструкции, завезенные  немцами, были использованы советскими строителями. Грандиозное строительство, несмотря на продолжающуюся кровопролитную войну, было осуществлено за 7 месяцев.

Полезная информация для туристов: рекомендуем уютные гостиницы и пансионаты в Феодосии для отдыха

Начинаясь от Чушки километровой каменной дамбой, мост пересекал пролив и выходил на низменный берег Еникальского полуострова между мысом Опасное и посёлком Жуковка. 115 однотипных пролетов по 27,1 м, поворачивающееся на средней опоре 110-метровое пролетное строение двойного судоходного отверстия над фарватером крупных судов, эстакады у берега и дамба составили полную длину мостового перехода. Одновременно сооружались железнодорожные линии подходов к мосту: от станции Сенной на Кавказском берегу и от завода Войкова на Крымском берегу.

На конструкцию моста повлиял материал: для пролетных строений и свайных опор использовали трофейный металл, в спешке отступления оставленный гитлеровцами, которые собирались строить автомобильный мост.

Перед празднованием 7 ноября 1944 г. по мосту прошел первый поезд, а в феврале 1945 г. личный поезд Ворошилова. Строительство моста закончили перед праздником 27-й годовщины Великой Октябрьской революции.

Однако к зиме 1944-1945 гг. обстановка на стройке значительно осложнилась и ухудшилась.Внимание к ней со стороны вышестоящих организаций ослабло, мостовой переход к этому времени оказался глубоком тылу, и воинские перевозки для фронта шли по другим направлениям. Это отразилось и на снабжении строительства материально-техническими ресурсами: они направлялись, прежде всего, на головные, восстанавливаемые после освобождения от противника железнодорожные направления и объекты. К тому же сильно ухудшились погодные условия – участились штормы, волнения на проливе, приближался ледостав. 

Построенный мост просуществовал всего чуть более 3 месяцев. Природа нашла недочеты в проекте моста (отсутствие ледорезов), и за 3 дня в феврале 1945 г. льдом, нагнанным ветром из Азовского моря, разрушила 42 опоры моста.

Зимой северо-восточным ветром из Азовского моря в пролив нагнало лёд, который 18 февраля 1945 года разрушил 32 опоры, так как мост не имел ледорезов. К 20 февраля было повреждено 42 опоры. Сохранилось 73 опоры, эстакада и земляная дамба. За несколько дней до разрушения по мосту возвращался поезд советской делегации с Ялтинской конференции, закончившейся 11 февраля. Восстанавливать мост не стали. Остатки опор мешали судоходству многие годы. Ещё в 1968 году продолжалась ликвидация в районе Керчь-Еникальского судоходного канала сохранившихся остатков опор.

К этому времени мост уже не являлся стратегическим объектом, поэтому его восстановление не было целесообразным и начались работы по разборке его конструкций, мешающих судоходству. Удивительно то, что строительство моста в условиях войны было осуществлено за 7 месяцев, а его разборка в мирное время длилась 23 года.

Можно посмотреть этапы строительства моста через Керченский пролив ещё в 1944 году:

1. Апрель 1944 г.: начало строительства моста через Керченский пролив. На снимке изображен момент установки первого металлического пролета краном-пилоном на западном берегу.

начало строительства моста через Керченский пролив в 1944 году
начало строительства моста через Керченский пролив в 1944 году

2. Установка портального крана для забивки свай под опоры эстакады моста.

3. Общий вид двух разводных пролетов моста. Здесь они имели поворотную конструкцию. Дальняя ферма имела длину 2х55 метров и могла пропускать крупные суда; ближняя ферма 2х27 метров предназначалась для более мелких суденышек.

4. Схема монтажа разводных пролетов.

Схема монтажа разводных пролетов Керченского моста 1944 года
Схема монтажа разводных пролетов Керченского моста 1944 года

5. Центральная опора поворотной фермы моста 2х27 метров для пропуска маломерных судов.

6. Первый рабочий поезд на мосту.

7. Вот еще одно, пожалуй, одно из самых известных фото эстакады.

8. Обмерзшая льдом северная сторона моста и подрыв льда.

9. Подготовка к подрыву льда толовыми шашками.

Открытие паромной переправы через Керченский пролив

Для замены разрушенного моста в 1953 году открыта Керченская паромная переправа, соединившая Крым и Краснодарский край (линия порт "Крым" – порт "Кавказ"). Работу переправы обеспечивали четыре железнодорожных парома: "Заполярный", "Северный", "Южный" и "Восточный", позднее в эксплуатацию были введены три автомобильных парома: "Керченский-1", "Керченский-2" и "Ейск". В начале 1990-х гг. железнодорожные перевозки через пролив были прекращены в связи со старением железнодорожных паромов и береговой инфраструктуры. Более 10 лет переправа перевозила лишь пассажиров и автомобили. В 2004 году, с прибытием новых железнодорожных паромов "Анненков" и "Петровск", возобновилась переправа грузовых железнодорожных составов. Пассажирские поезда (по состоянию на весну 2014 года) через переправу не следуют.

Поссоветский период и возобновление переговоров о строительстве моста

После распада Советского Союза о возможности постройки моста через Керченский пролив заявлялось неоднократно как российскими, так и украинскими политиками. В обеих странах предпринимались попытки создания технико-экономического обоснования проекта, в том числе с российской стороны – Министерством транспорта. По словам сенатора от Краснодарского края Александра Починка, до кризиса стоимость строительства моста оценивалась в $480 млн. О заинтересованности в реализации этого проекта заявил президент Украины Виктор Янукович 18 марта 2010 года во время своего визита в Симферополь.

новый мост через Керченский пролив
новый мост через Керченский пролив
Новый мост через Керченский пролив в контексте реализации более крупного международного транспортного проекта по созданию кольцевой автодороги вокруг Черного моря (инициированной Организацией черноморского экономического сотрудничества в 2002 году в Киеве и ныне замороженного из-за неурегулированного пограничного режима между Россией, Абхазией и Грузией) мог бы повысить транзитную привлекательность Кубани и Крыма для международных перевозок. Техническими преградами для сооружения моста являются слабые грунты и необходимость реализации возможности прохода судов из акватории Азовского моря.

21 апреля 2010 года президенты России и Украины подписали Харьковские соглашения о строительстве моста через пролив. Мост планировалось построить к 2014 году, но эти планы не были осуществлены.

Присоединение Крыма к России и возобновление стратегического значения моста через Керченский пролив

В марте 2014 года в связи с фактическим присоединением Крыма к России, ухудшением российско-украинских отношений и с возможной угрозой остановки сообщения России с Крымом через территорию Украины, планирование и подготовка строительства моста значительно активизировались. Строительство моста через Керченский пролив  вновь приобрело  стратегическое значение и стало жизненно необходимым для жителей Крыма и его развития.

 

карта моста через Керченский пролив
карта моста через Керченский пролив
На сегодняшний день возможность строительства моста через Керченский пролив обусловлена скорее внешне- и внутриполитическими мотивами. Реализация данного инфраструктурного проекта даст толчок к созданию новых рабочих мест, и загрузке промышленных мощностей. По оценкам экспертов, строительство может продлиться от трех до четырёх лет. На работах по возведению моста может быть занято порядка 45 тысяч человек.

В настоящее время предполагается строительство в ближайшие годы нового моста через пролив в районе острова Тузла.

Проектирование нового моста через Керченский пролив начнётся осенью 2014 года. Предполагается, что мост будет строиться от косы Тузла и его длина составит 19 километров.

Проект строительства моста через Керченский пролив, который будет осуществляться совместно российской компанией Автодор и китайской China Communication Construction Corportion (СССС), будет финансироваться без использования иных валют, кроме российского рубля и китайского юаня. Об этом сообщил глава госкомпании "Автодор" Сергей Кельбах.

"Принципиально можно отметить следующее: коллеги из Китая готовы за собой вести деньги, взаиморасчеты на территории Российской Федерации производить в рублях, и они готовы брать на себя долгосрочные обязательства и работать в консорциуме с российскими компаниями, в том числе и на этапе эксплуатации", – добавил руководитель Автодора.

Общая стоимость проекта – более 280 млрд рублей. Министерство регионального развития Российской Федерации подготовило проект федеральной целевой программы по социально-экономическому развитию Крымского федерального округа до 2020 года с бюджетным финансированием в 620 млрд. рублей, включая затраты на строительство моста через Керченский пролив.

Об этом сообщают РИА Новости, ссылаясь на главу министерства Игоря Слюняева.

"Мы остановились на оптимальном варианте ФЦП: порядка 620 миллиардов рублей до 2020 года будет инвестировано в экономику Крыма и Севастополя", – сказал Слюняев.

Министерство труда и социальной защиты Крыма поручило Республиканскому центру профобразования определить рабочие специальности, которые будут востребованы при строительстве моста Керчь-Кубань и обучить по ним безработных крымчан. Об этом в ходе онлайн-конференции с председателем Комитета Совета Федерации по социальной политике Валерием Рязанским сообщила министр труда и социальной защиты Крыма Елена Романовская, передает Крымское информационное агентство.

"Мы сегодня поставили задачу нашему Республиканскому учебному центру профобразования провести мониторинг по тем специальностям, которые необходимы для привлечения новой рабочей силы при строительстве моста. Для того чтобы затем мы могли безработных крымчан сориентировать на переподготовку и обучение по этим специальностям", – пояснила Романовская.

По ее мнению, начало строительства моста поможет снизить уровень безработицы в Крыму, так как повлечет создание новых рабочих мест.

Проект автомобильно-железнодорожного транспортного перехода из Крыма в Россию предполагает строительство двух совмещенных мостов длиной 6,1 километра и 1,4 километра, соединяющих остров Тузла с берегами Керченского пролива. Срок реализации – три с половиной года, оценки стоимости варьируются в диапазоне 6-8 млрд долларов.

Полезная информация для туристов: домики у моря в Феодосии и в Приморском для отдыха

Путин назвал строительство Керченского моста "исторической миссией"

Визит Путина в Крым 18 марта 2016 г.
Визит Путина в Крым 18 марта 2016 г.
На совещании по социально-экономическому развитию Крыма и Севастополя 18 марта 2016 года президент назвал строительство моста "исторической миссией", которую не удалось реализовать на протяжении всего прошлого века. Он напомнил, что впервые строительство моста, который соединит Таманский и Крымский полуострова планировали еще при Николае II в 1910 году, но Первая мировая война не позволила начать эти работы. А в 1930-м советские инженеры подготовили проект железной дороги от Херсона до Поти тоже через этот участок, но помешала начавшаяся Великая Отечественная.

"Наши с вами предшественники понимали значение этого мостового перехода между Крымом и Кавказом и давно стремились к реализации этого проекта. Будем надеяться, что мы выполним эту историческую миссию", – заявил Путин.

Читайте также

Новости Крыма: Присоединение Крыма к России 16 марта 2014 года

Новости Крыма: Феодосия вошла в тройку лидеров в рейтинге пляжных курортов России

Новости Крыма: Феодосия стала городским округом

Новости Крыма: Как снять деньги с карты в Крыму в 2018 году

Новости Крыма: Республика Крым и город Севастополь в составе Южного федерального округа

Новости Крыма: Свободная экономическая зона в Крыму: быть или не быть?

Новости Крыма: Банкноты и монеты посвященные Крыму и г.Севастополь

Новости Крыма: Итоги переписи населения Крыма в 2014 году

Новости Крыма: Железная дорога в обход Украины заработает 15 августа 2017 года

Новости Крыма: В 2015 году началось возведение новой автомобильной трассы "Таврида", которая пройдет из Керчи в Севастополь через Симферополь

Новости Крыма: Крым с высоты птичьего полёта

Новости Крыма: Феодосии присвоено звание "Города воинской славы"

Новости Крыма: Карта гостя в Крыму появится к лету 2018 года

Новости Крыма: В России начался выпуск национальной платежной карты "Мир"

Новости Крыма: Строительство моста через Керченский пролив закончат 18 декабря 2018 года

Новости Крыма: На отдых в Крым или в Турцию в 2018 году

Яндекс.Метрика Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Рейтинг - Отдых на курортах Черного моря

© Жилье в Феодосии, 2014-2017
При использовании материалов сайта гиперссылка на www.kvartiri-feodosii.ru обязательна
Google+
Разработка сайта - Макс Наплёков