Маяк на мысе Святого Ильи

Маяк на мысе Святого Ильи

  Западная часть Феодосийского залива действительно создавала немалую угрозу судоходству: скалистый и обманчивый мыс Ильи как бы прикрывает вход в гавань. В период осенне-зимних штормов здесь нередко гибли корабли, и необходимость обозначить опасное место ощущалась городом давно.

История маяка на мысе Святого Ильи

  Проблема установки маяка была решена благодаря, можно сказать, чуду. Лишь случайно, на уцелевшем "Плане города Кафы 1784 года" греческая часовня Святого Ильи помечена, как "некогда береговой маяк". Видимо, к этому времени от него остались одни воспоминания. До самого конца прошлого века на всем побережье Крыма от Ай-Тодора до Чауды не было ни одного маячного огня. Газеты горестно сообщали, что "Феодосия, успев сделаться коммерческим портом, лишена была даже портового огня… в бухту пароходы входили по огням феодосийского яхт-клуба". В результате только в 1890 году здесь разбились пароходы "Великий князь Константин" и "Владимир". Проблему решило, можно сказать, чудо.В конце 90-х годов XIX века жена действительного статского советника Евдокия Николаевна Рукавишникова привезла из Москвы в Феодосию смертельно больного туберкулезом сына. Благотворный климат и ежедневные прогулки до мыса Ильи победили болезнь. Евдокия, желая отблагодарить город, дала обет на свои скромные средства построить маяк на этом берегу, диком и опасном для судов из-за скалистых отмелей. Впервые оптический аппарат шведской системы Линдберга заработал 17 февраля 1899 года. Сегодня от Одессы до Новороссийска насчитывается 18 маяков, но таких, как феодосийский – не более четырех. Его высокая значимость обусловлена расположением возле гавани, что делает маяк еще и весьма прибыльным. Феодосийцы привыкли к сооружению и забыли о его существовании. О столетнем юбилее "Ильи" заговорили не в Феодосии, не в Керчи, а в Москве благодаря внучке Рукавишниковой. Желая напомнить о заслугах своей бабушки, Екатерина Гиппиус обратилась к главнокомандующему ВМС РФ, в результате была восстановлена память о чудесной русской женщине, доброта которой вот уже сто лет оберегает корабли на феодосийском рейде.

Возле маяка на самом мысе Ильи в Феодосии находятся руины глиняного карьера кирпичного завода. В 60-х его работа прекратилась и сейчас от него остались только: карьер, вентиляционная шахта и площадка завода. Можно предположить, что это был первый в России завод, выпускающий черепицу.
В период войныФото Маяка на мысе Ильи 1899 года. В "Извещении мореплавателям" № 5 от 17 февраля 1899 года появилось официальное уведомление: "Дирекция маяков и лоций Чёрного и Азовского морей извещает мореплавателей, что в Чёрном море, вблизи Феодосии, на мысе Ильи, часто переменный огонь..... над землей – 32 футМыс Ильи с моря
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Рейтинг - Отдых на курортах Черного моря

© Отдых в Крыму в Феодосии, жильё у моря в аренду, 2014-2024
При использовании материалов сайта гиперссылка на www.kvartiri-feodosii.ru обязательна
Google+
Разработка сайта - Макс Наплёков